Всегда поражалась красотой, и смыслом этой баллады...
Кубок
«Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой,
В ту бездну прыгнет с вышины?
Бросаю мой кубок туда золотой:
Кто сыщет во тьме глубины
Мой кубок и с ним возвратится безвредно,
Тому он и будет наградой победной».
Так царь возгласил, и с высокой скалы.
Висевшей над бездной морской,
В пучину бездонной, зияющей мглы
Он бросил свой кубок златой.
«Кто, смелый, на подвиг опасный решится?
Кто сыщет мой кубок и с ним возвратится?»
Но рыцарь и латник недвижно стоят;
Молчанье — на вызов ответ;
В молчанье на грозное море глядят;
За кубком отважного нет.
И в третий раз царь возгласил громогласно:
«Отыщется ль смелый на подвиг опасный?»
И все безответны... вдруг паж молодой
Смиренно и дерзко вперёд;
Он снял епанчу, и снял пояс он свой;
Их молча на землю кладёт...
И дамы и рыцари мыслят, безгласны:
«Ах! юноша, кто ты? Куда ты, прекрасный?»
И он подступает к наклону скалы,
И взор устремил в глубину...
Из чрева пучины бежали валы,
Шумя и гремя, в вышину;
И волны спирались, и пена кипела:
Как будто гроза, наступая, ревела.
И воет, и свищет, и бьёт, и шипит,
Как влага, мешаясь с огнём,
Волна за волною; и к небу летит
Дымящимся пена столбом;
Пучина бунтует, пучина клокочет...
Не море ль из моря извергнуться хочет?
И вдруг, успокоясь, волненье легло;
И грозно из пены седой
Разинулось чёрною щелью жерло;
И воды обратно толпой
Помчались во глубь истощённого чрева;
И глубь застонала от грома и рева.
И он, упрядя разъярённый прилив,
Спасителя-бога призвал,
И дрогнули зрители, все возопив,—
Уж юноша в бездне пропал.
И бездна таинственно зев свой закрыла:
Его не спасёт никакая уж сила.
Над бездной утихло... в ней глухо шумит.
И каждый, очей отвести
Не смея от бездны, печально твердит:
«Красавец отважный, прости!»
Всё тише и тише на дне её воет...
И сердце у всех ожиданием ноет.'
«Хоть брось ты туда свой венец золотой.
Сказав: кто венец возвратит,
Тот с ним и Престол мой разделит со мной! —
Меня твой престол не прельстит.
Того, что скрывает та бездна немая,
Ничья здесь душа не расскажет живая.
Немало судов, закружённых волной,
Глотала её глубина:
Все мелкой назад вылетали щепой
С её неприступного дна...»
Но слышится снова в пучине глубокой
Как будто роптанье грозы недалёкой.
И воет, и свищет, и бьёт, и шипит,
Как влага, мешаясь с огнём,
Волна за волною; и к небу летит
Дымящимся пена столбом...
И брызнул поток с оглушительным рёвом,
Извергнутый бездны зияющим зевом.
Вдруг... что-то сквозь пену седой глубины
Мелькнуло живой белизной...
Мелькнула рука и плечо из волны...
И борется, спорит с волной...
И видят — весь берег потрясся от клича —
Он левою правит, а в правой добыча.
И долго дышал он, и тяжко дышал,
И божий приветствовал свет...
И каждый с весельем:
«Он жив! — повторял. Чудеснее подвига нет!
Из тёмного гроба, из пропасти влажной
Спас душу живую красавец отважный».
Он на берег вышел; он встречен толпой;
К царёвым ногам он упал;
И кубок у ног положил золотой;
И дочери царь приказал
Дать юноше кубок с струёй винограда;
И в сладость была для него та награда.
«Да здравствует царь! Кто живёт на земле,
Тот жизнью земной веселись!
Но страшно в подземной таинственной мгле.
И смертный пред богом смирись:
И мыслью своей не желай дерзновенно
Знать тайны, им мудро от нас сокровенной.
Стрелою стремглав полетел я туда...
И вдруг мне навстречу поток;
Из трещины камня лилася вода;
И вихорь ужасный повлёк
Меня в глубину с непонятною силой...
И страшно меня там кружило и било.
Но богу молитву тогда я принёс,
И он мне спасителем был:
Торчащий из мглы я увидел утёс
И крепко его обхватил;
Висел там и кубок на ветви коралла:
В бездонное влага его не умчала.
И смутно всё было внизу подо мной
В пурпуровом сумраке там;
Всё спало для слуха в той бездне глухой;
Но виделось страшно очам,
Как двигались в ней безобразные груды
Морской глубины несказанные чуды.
Я видел, как в чёрной пучине кипят,
В громадный свиваяся клуб,
И млат водяной, и уродливый скат,
И ужас морей однозуб;
И смертью грозил мне, зубами сверкая,
Мокой ненасытный, гиена морская.
И был я один с неизбежной судьбой,
От взора людей далеко;
Один меж чудовищ с любящей душой,
Во чреве земли, глубоко
Под звуком живым человечьего слова,
Меж страшных жильцов подземелья немова '.
И я содрогался... вдруг слышу: ползёт
Стоногое грозно из мглы,
И хочет схватить, и разинулся рот...
Я в ужасе прочь от скалы!..
То было спасеньем: я схвачен приливом
И выброшен вверх водомёта порывом».
Чудесен рассказ показался царю:
«Мой кубок возьми золотой;
Но с ним я и перстень тебе подарю,
В котором алмаз дорогой,
Когда ты на подвиг отважишься снова
И тайны все дна перескажешь морскова».
То слыша, царевна с волненьем в груди,
Краснея, царю говорит:
«Довольно, родитель, его пощади!
Подобное кто совершит?
И если уж должно быть опыту снова,
То рыцаря вышли, не пажа младова».
Но царь, не внимая, свой кубок златой
В пучину швырнул с высоты:
«И будешь здесь рыцарь любимейший мой,
Когда с ним воротишься, ты;
И дочь моя, ныне твоя предо мною
Заступница, будет твоею женою».
В нём жизнью небесной душа зажжена;
Отважность сверкнула в очах;
Он видит: краснеет, бледнеет она;
Он видит: в ней жалость и страх...
Тогда, неописанной радостью полный,
На жизнь и погибель он кинулся в волны..
Утихнула бездна... и снова шумит...
И пеною снова полна...
И с трепетом в бездну царевна глядит...
И бьёт за волною волна...
Приходит, уходит волна быстротечно:
А юноши нет и не будет уж вечно.
(В. А. Жуковский.)
Очень красиво...
Комментарии (25)
Ага :) Читала в третьем классе.
А я во втором=) но все равно нравится) очень красиво)
Ну или во втором. Точно же не помню, ща в седьмом уже...
abc5443, нас гоняют ппц как...
Ща 3 раза по 7 уроков, и два раза по шесть.У "Б"-1 раз по семь,3 раза по шесть и один по пять.:(
В принципе, одно и то же кол-во, но распределены удобнее.
И ты в седбмом? У нас токое расписание при том что я в 5-ом.
А задают так что кажется что я в 11-ом!
Взять хотя бы англиский: 6 стр домашнее задание!
*Седьмом
abc5443, если вам задали прочитать рассказ, в которм 6 страниц, то это вполне нормально...в 8 классе будешь возмущаться в 5 раз больше)
Нет, нам задали несколько болиших номеров написать. Заняло это 6 стр.
Я сначала думала в 5-ом классе столько задавать не могут, а теперь...
Нам всегда так задают.
На очении коникулы я слышала мы вообще должны будем за неделю с лишним прочитать Шерлоко Холмса, пересказывать книгу своими словами и написать к нему критику.
abc5443, критику к шерлоку?скок там страниц?можно я прочитаю,пожалуйста! :D
Чем больше страниц-тем лучше!
Хочу в твою сильную группу!!!!!
А мы вообще или во втором полугодии или в 6-ом классе будем заниматься по Мерфи и Бонку!
У нас просто такая вот элитная супер-пупер школа.
Можно! Еще пожалуйста напиши за меня критику, подготовся к пересказу и желательно приди за меня в школу))))))
Я буду только за!))))))
Помоему тристо сколько-то стр. надо посмотреть. Но это надо за неделю прочитать!
это мало.Оч мало.
Я 700 страниц с чем-то за неделю прочла.
Рассказ "Динка".
А вот в 4 класс было вообще ппц...на лето задали Гарри Потера прочитать и сделать с ним тоже самое что и с Шерлоком.
А в какой классе вам это задавали?
Нам тоже один раз задавали 793 стр было, но за две недели, на зимнии конникулы в 4 классе.
ппц да?
Я сама сначала не верила что столько моут задавать в 4 классе.
Да, что-то такое было.. В школьной программе.. Хм =?
У нас элитная школа с супер иностранным уклоном.
Супер иностранный он потому что в 7-8 может 9-ом классе у нас в дополнении к англискому, французкому и неемецкому будит Китайский.
читать на английском?
На англиском.
У нас школа такая. с иностранным уклоном.
А учительница говорит что мы Шерлока Холмса за 2 дня прочитаем.
сильно
а нам повезло)нам расписание удобное сделали)
Всегда 6 уроков))Даже по субботам......
Незнакомка, слишком сильно) я засыпаю за столом заваленным учебникми и тетрадями, и большинство их них по англискому и неемецкому.
Нарэ везет же!
очень хорошо что вас так нагружают. может научат писать без ошибок. а не ''тристо'' и ''конникулы'' :D Хы Хы