Кетхоум

00:01
Онлайн 1

О балах

В 1718 году по приказу Петра I был организован первый бал. Это красивое событие было названо ассамблеей, и проводились они по очереди всеми придворными особами. На ассамблеях вели деловые беседы, курили трубки, пили вино, играли в шашки и шахматы. Но самым главным украшением вечера были танцы. Вот только изначально танцы выходили неуклюжими, неспешными, в танце постоянно приходилось кланяться и приседать, да и танцующих было мало: все гости предпочитали беседы и игры. Но все же, со временем эти грациозные движения полюбились людям, красивейшие наряды придавали танцующим особый шарм, а поклоны и реверансы стали главными элементами танцев.

По сложившейся в России традиции не принято было устраивать балов, как и других многолюдных развлечений, в период больших постов, Особенно Великого поста, а также во время траура. Упоминание об этом можно найти в "Горе от ума" А.С. Грибоедова:

...съедутся домашние друзья
Потанцевать под фортепьяно.
Мы в трауре, так балу дать нельзя.


И в другом месте:
Балы дает нельзя богаче,
От Рождества и до поста
И летом праздники на даче.


Действительно, традиционно бальный сезон длился с Рождества (25 декабря по старому стилю) и до последнего дня масленицы. В остальное время года балы устраивались редко, по особым случаям.

Наиболее официальной разновидностью были придворные балы, довольно чопорные и скучные. На них собирались тысячи гостей. Так, на балу 1 января 1828г. было до сорока тысяч человек. Участие в придворных балах было обязательным для приглашенных. От него могла избавить только серьезная болезнь. На балах, кроме императора, императрицы и членов царской семьи — великих князей, княгинь и княжон, присутствовали придворные чины: гофмейстеры, гофмаршалы, шталмейстеры, церемониймейстеры, камергеры, камер-юнкеры, статс-дамы, фрейлины и пажи, а также дипломаты, гражданские чиновники, имевшие по "Табели о рангах" четыре высших класса, все живущие в Петербурге генералы, губернаторы и предводители дворянства, гостившие в России знатные иностранцы. Обязаны были ездить на придворные балы и гвардейские офицеры — по два человека от каждого полка. Для этого существовали специальные графики — разнарядки, помогавшие соблюдать очередность. Офицеры приглашались специально как партнеры по танцам. Все семейные должны были являться с женами и взрослыми дочерьми.

На придворные балы полагалось приезжать в полной парадной форме, в наградах. Для дам также были установлены платья специального фасона, богато расшитые золотой нитью. В некоторых случаях ко двору приглашались также представители богатого купечества и верхушки горожан. В результате дворцовые залы оказывались битком набиты народом, делалось очень тесно и жарко. Из-за преобладания пожилых людей танцующих было немного. Некоторые садились играть в карты, а большинство гостей чинно перемещались из зала в зал, дивясь пышности дворцового убранства, глазея на императора и высокопоставленных вельмож и дожидаясь ужина.

Бальные платья не использовались более одного — двух раз и должны были выглядеть в соответствии с последними тенденциями моды. При выборе бального туалета для молодых девушек предпочтение отдавалось светлым тонам, по платью рекомендовалось прикалывать искусственные или натуральные цветы, платье должно быть открытым.

Женские бальные туфли представляли собой плотно обхватывающие ступню тапочки с полукруглым носком и чаще всего были без каблуков. Материалами для бальной обуви служили плательные ткани, бархат, тонкая кожа. Удержаться на ноге туфлям помогали ленты, которые завязывались под коленом крест на крест. Бальные туфли чаще всего были светлых тонов и украшались вышивкой,бисером, стразами, лентами и искусственными цветами.

Мужской костюм должен был быть простым и элегантным. Он состоял из чёрного фрака, чёрных брюк, тонких сапог или лайковых ботинок, перчаток и шляпы. Жилет и галстук, как правило, были белого цвета.
Бальная мужская обувь — лайковые ботинки, реже тонкие сапоги.

Перчатки были обязательной принадлежностью бального костюма как для дамы, так и для кавалера. Основными материалами из которых изготавливали перчатки были — лайка, замша, кожа, кружево, бархат, парча. Перчатки иногда украшались вышивкой и драгоценными камнями. Мужчины их подбирали под цвет фрака, а дамы предпочитали печатки светлых тонов.
Согласно бальному этикету, дамы появлялись в длинных белых шёлковых перчатках выше локтя, кавалеры — в замшевых перчатках, если они были одеты в военную форму, и в лайковых, если были в штатском.
Белая бальная перчатка скрывала морщины, изъяны, уравнивала молодость и старость, красоту и уродливость, стирала национальные различия.
Перчатки необходимо было одевать дома и не снимать в течение всего вечера.
Касаться друг друга обнажёнными руками считалось недопустимым.
Оголять руки позволялось во время ужина и за карточным столом.

Веер — непременный спутник каждой дамы на балу, который не просто служил модным и красивым аксессуаром, но и охлаждал тело в душной атмосфере танцевального зала, или , наоборот, защищал от ветра.

Пластины веерного каркаса чаще всего делались из слоновой кости, перламутра,черепахи, дерева, золота, серебра, экран веера — из бумаги, шёлка, кружева, атласа, бархата лайки. Веер иногда украшали росписью, драгоценными корнями. На оборотной стороне экрана веера дамы нередко писали стихи, ноты, афоризмы, которые выполняли роль любовных посланий.

Широко использовался на балах язык веера: цвет и положение веера могли о многом рассказать окружающим.
Белый цвет означал невинность, чёрный — печаль, красный — счастье или радость, лиловый символизировал смирение и искренность, голубой — постоянство и верность, жёлтый — отказ, зелёный — надежду, коричневый — недолговременное счастье, чёрный с белыми — разрушенный мир, розовый с голубым — любовь и верность, убранный с блёстками — твёрдость и доверие, вышитый золотом говорил о богатстве, серебром — о скромности.

Язык веера
* веер развернут, дама отмахивается — "я замужем";
* веер закрывается — "вы мне безразличны";
* открывается один лепесток — "будьте довольны моей дружбой";
* веер полностью раскрыт — "ты мой кумир".
* Если собеседник просит веер (хотя вообще-то это очень непристойная просьба):
* подать верхним концом — симпатия и любовь;
* подать ручкой — презрение;
* подать открытым, перьями вперед — напрашиваться на любовь.

Язык цветов
В начале XIX в. в моде были Александровские букеты — по имени русского императора:
* Anemon — анемон;
* Lilie — лилия;
* Eicheln — желуди;
* Xeranthenun — амарант;
* Accazie — акация;
* Nelke — гвоздика;
* Dreifaltigkeitsblume — веселые (анютины) глазки;
* Epheu — плющ;
* Roze — роза; первые буквы названий этих цветов составляют имя Александр.

Символика цветов:
* василек — верность, искренность;
* жасмин — непорочность;
* маргаритка — терпение, печаль;
* "медвежьи ушки" — вас ищут обмануть;
* резеда — минутное блаженство;
* дикая роза — простота;
* белая роза — невинность;
* тюльпан — гордость и неблагодарность;
* фиалка — скромность и дружба;
* ноготки — кокетство;
* астра — величие;
* петушки — спокойствие;
* мак — воспоминания;
* подсолнечник — чем больше вижу, тем более люблю;
* белая гвоздика — целомудрие;
* розовая гвоздика — брак;
* лавр — торжество вечного целомудрия;
* гиацинт — спокойствие души;
* ландыш — символ пришествия Христа, непорочного зачатия.

Существовали открытки с изображениями цветов. На таких открытках можно было просто поставить свои инициалы и послать ее. Цветок сам был текстом:
* мак — сохраним нашу тайну;
* цветы клевера — жениться или нет;
* лист клевера — жду ответа.

Этикет предписывал дамам: цвет веера должен соответствовать цвету туалета дамы и её настроению; во время танца дама не должна выпускать веер из рук: при этом танцующие молодые люди не должны были трогать ни веера, ни платка, ни букета дам — это считалось фамильярностью.

Бальная книжечка — миниатюрная записная книжечка — agenda (агенда) или carte de bal (бальная карточка), которая помогала даме запомнить очерёдность кавалеров,приглашающих ее на танцы, в неё она вносила номер танца и фамилию кавалера, так как дамы начинали принимать приглашения ещё до начала бала. Если у дамы оставались «свободные танцы», то приглашения на них принимались в течение танцевального вечера.

Агенда нередко представляла собой ювелирное изделие. Обложку украшали драгоценными камнями, перламутром, золотой монограммой, внутри книжечки было несколько «листочков», чаще всего из слоновой кости, на цепочке — карандашик, и при помощи специального колечка она крепилась к поясу бального платья.

Молодым людям не рекомендовалось носить массивные золотые вещи: крупные перстни, широкие цепочки, тяжёлые брелочки.

Туалет молодой девушки могли дополнять небольшие серьги, скромные браслеты и лёгкие медальоны. Замужним и немолодым дамам позволялось демонстрировать различные драгоценности. Фальшивые украшения считались проявлением дурного тона.

Молодой человек, как и девушка, принимая приглашение на бал, берет вместе с тем на себя обязательство танцевать. В случае недостатка в кавалерах или дамах обязанность танцевать падает на каждого. Выказывать неудовольствие или дать заметить, что танцуешь по необходимости, крайне неприлично.

Кавалер, приглашающий даму на танец, подходит к ней и, изящно поклонившись, делает приглашение в самой вежливой и деликатной форме: "Позвольте мне иметь удовольствие пригласить Вас на [танец]". Если же приглашаемая хорошо Вам знакома, то просто: "Не откажите мне в удовольствии танцевать с Вами".

Приглашение на танец можно отклонить, если: * танец уже обещан; * дама уже танцевала с этим кавалером три танца за вечер или предыдущий танец; * дама хочет пропустить танец — не танцевать, а отдохнуть; * приглашающий кавалер без перчаток. В любом другом случае дама была обязана принять приглашение.

После приезда гостей, которых обязан был встречать хозяин, бал открывался торжественным полонезом, танцем-шествием, в котором должны были принять участие все приглашенные, даже если потом они весь вечер и всю ночь просиживали за карточными столами. Во второй половине 19 века полонез иногда исполняли в конце бала, тогда начинались танцы с вальса. Далее чередовались вальсы, польки, кадрили, мазурки. В середине бала был обед, на который каждый кавалер провожал даму. Если кавалер приехал на бал без дамы, хозяйка бала могла попросить его проводить на бал даму (например, приехавшую с четой родственников и не сопровождавшуюся поэтому кавалером). Когда пара садилась за стол, они снимали перчатки и покрывали колени салфеткой. Перед тем, как встать из-за стола, перчатки одевались вновь, салфетки оставлялись на спинках стульев. Далее вновь продолжались танцы. Бал обычно заканчивался многочасовым котильоном, в конце 19 века иногда заменявшимся странным танцем под названием кадриль-монстр. С вальса только начинался бал, а за ним шли другие танцы, в частности, танцевали венгерку, краковяк, падепатинер, падеспань, падекатр... На балах существовал определенный танцевальный порядок, и все знают, что за так называемыми мелкими танцами пойдет первая кадриль, затем, следуя распорядку, вторая, третья. После четвертой кадрили и мелких танцев, как правило, шла мазурка. Это уже особый танец. Он, как и кадриль, у всех дам заранее был расписан, и каждый кавалер, каждая дама знали, когда и с кем они танцуют. Следует отметить, что среди всех танцев мазурка и котильон являлись наиболее "важными" приглашениями на балу, по той причине, что после мазурки кавалер вел даму к столу на ужин, где можно было пообщаться, пофлиртовать и даже признаться в любви.

В течение месяца после бала гости должны были нанести хозяевам визит вежливости.



Отюда, там ещё есть интересные ссылки.

Комментарии (3)

  • 1

    ух ты, интересно))

  • 2

    :) То есть хозяева сначала развлекали гостей, а потом должны были опять тех же гостей лицезреть, когда они с визитом вежливости приезжали? Каждого отдельно еще развлекать?

  • 3

    ах,comme il faut..)

Необходимо авторизоваться, чтобы оставить свой комментарий.