1) Мешок и трубка
Дело было на зачете по физиологии человека (читается такой предмет для некоторых специальностей). Диалог преподавателя (П) со студенткой (С) входит в характерную фазу:
П.: … Ну, ладно, если всё это для Вас – слишком сложно… Тогда расскажите, пожалуйста, хотя бы примерно, как устроена дыхательная система человека.
С.: Чё?!!
П.: Дыхательная система!
С.: Это как?
П.: Ну, по порядку: вот Вы дышите.
С.: Ну?
П.: Так. Делаете вдох. И куда поступает вдыхаемый Вами воздух?
С.: (задумчиво) : Так, эта… Типа… В нос?
П.: Замечательно! А дальше?
С.: Чё?
П.: Дальше-то, по каким путям он идёт и куда?
С.: ???
П.: Попробуем с другого конца. Где кислород из воздуха переходит в кровь? В каком органе?
С.: ???
П.: Ну…
С.: (тужится): Ну… Типа… Как бы…
П.: Ну… На "Л"… "Л"…! Ну? "ЛЁ"…! Ну? Лёгкое! Слышали о таком?!
С.: Ну, типа, да…
П.: Сколько у Вас этих самых легких?
С.: (задумчиво): Так, одно, наверно … Больше-то куда?
П.: (задумчиво): А знаете, это уже приобретает некоторый научный интерес… Ну, не буду Вам мешать, развейте, пожалуйста, Ваши оригинальные представления о строении дыхательной системы. Как же устроено это самое одно легкое?
С.: Так, типа… Ну, вроде, как бы мешок такой, наверное.
П.: Просто мешок? Пустой?
С.: Ну да… А чё?
П.: Да нет, ничё… И где он у Вас находится?
С.: (неуверенно показывает куда-то около пупа): Где-то тут.
П.: Понятно… И как же у Вас воздух поступает из носа в этот мешок?
С.: Чё??!!
П.: Мне просто интересно предлагаемое Вами инженерное решение дыхательной системы. Рисуем схему. Так, вот – тело человека. Вот – нос. А вот тут, по Вашему мнению – лёгкое. И как же идёт воздух из носа в легкие? Между ними расстояние получается большое – следуя Вашей логике, чуть ли не метр. Нарисуйте дыхательные пути здесь же, схематически.
С.: (задумывается, затем решительно соединяет "нос" и "лёгкое" отрезком прямой): Типа трубка!
П.: Превосходно. Подытожим. Из носа, по метровой трубке, в полый мешок, он же – лёгкое. Что-то вроде большой клизмы. Так?
С.: А чё?
2) Непонятная железа
Опять ситуация на зачете по физиологии человека.
….
П.: А какие железы изливают свои секреты в двенадцатиперстную кишку?
С.: Че-е-е-во-о?!!!
П.: Ну, вот есть там, например, такая важная железа. Она гормон инсулин вырабатывает, и поджелудочный сок – тоже. Её, кстати, легко можно даже по названию "вычислить", если забыли.
С.: А?!
П.: Ну, как Вы, не сомневаюсь, прекрасно помните сами (ведь Вы помните, правда?), двенадцатиперстная кишка у нас начинается прямо от желудка. Соответственно, и вот эта самая железа – она как раз рядом с ним, желудком-то, и расположена. Ну…
С.: Что?!
П.: Итак, железа – под желудком. И называется она, соответственно….
С.: Как?
П.: Так это я бы от Вас хотел услышать.
С.: А-а….
(пауза)
П.: Хорошо… Я ещё подскажу. Значит, Вы помните: железа – ПОД ЖЕЛУДКОМ. И это отражено в её названии! Вот название у неё такое, сама она – ПОД ЖЕЛУДКОМ, и называется, соответственно….
С.: Э-э-э….
П.: Ну…
С.: Э-э-э….
П.: Ну же! ПОД!! ЖЕЛУДКОМ!!! Ну….
С.: Э-э-э…. А, ЩИТОВИДНАЯ!
3) Как бы
…
П: Кстати, а что означает эта приставка – "псевдо…"?
С: Че-е-во-о-о?
П: Что значит – "псевдо"?
С: Че-е-во-о-о?!
П: Я спрашиваю, как Вы понимаете значение слова "псевдо". Ну, если забыли, то вспомните хотя бы слово "псевдоним", и сразу же догадаетесь.
С: Че-е-во-о-о?!!
П: Спрашиваю в последний раз: что значит – "псевдо"?
С: Это…Ну-у-… Как бы… Ну-у-… Как бы…
П: Ну что же, пожалуй, можно выразиться и так – "как бы".
С: Че-е-во-о-о?!!!
4) Мальчик с плакатом
В экзаменационном тесте по экологии даю простейший вопрос – кто такой эколог? Правильный ответ – "ученый, изучающий биосистемы надорганизменных рангов".
Неправильные варианты ответа:
– чиновник какой-нибудь природоохранной службы
– мальчик с плакатом – активист "Green peace"
– министр природопользования.
Самое удивительное, что ответы распределяются довольно равномерно. Значительная часть группы "подписывается" и на мальчика с плакатом, и на министра, чиновника тоже не обижают.
5) Факофилы и филлофаки
Есть у экологов такое понятие – филлофаги (организмы, потребляющие листву: от греческих слов "phyllon" – лист и "phagos" – пожиратель). И вот эти самые филлофаги фигурируют в одном из экзаменационных тестов. Там нужно ответить на вопрос, как называются питающиеся листьями организмы. В качестве неправильных ответов из гуманных соображений предложены, казалось бы, абсолютно нелепые варианты, абсурдность которых сразу же должна броситься студенту в глаза. И помочь этим, соответственно, сделать единственно верный выбор.
Так вот, как заведомо ошибочные, бредовые ответы предлагались даже "филлофаки" и, более того, "факофилы". Однако не было случая, чтобы несколько человек в группе не решили, что любители покушать листья называются именно факофилами…
6) ПДК
Ещё одно понятие, базовое в прикладной экологии и в теории защиты окружающей среды – предельно допустимая концентрация (ПДК) вещества в какой-либо среде: например, в воздухе, в воде и др. Наверняка все об этой ПДК слышали, хотя бы из СМИ. А если и нет, то, согласитесь, даже по самому её названию понятно, что это, попросту говоря, наибольшая концентрация вещества, в которой оно ещё не вредит организму. То есть больше – уже нельзя, опасно.
Спрашиваю третьекурсника (сейчас он – уже дипломированный инженер) на зачете, что такое "предельно допустимая концентрация" вещества. Опустим здесь для краткости долгое блеянье, эканье и меканье, бесконечные комбинации "как бы", "типа", "ну" и "чаво?"… В общем, после долгих, всё более прямых подсказок, навязчивых советов "вдуматься в само название" и т.д. он, наконец, мучительно формулирует: "Это вот, типа, когда я сахар всё кладу и кладу в чашку, ну, и хочу размешать – а он как бы, ну, типа больше уже не растворяется!"
7) Первая помощь
На вопрос теста, какую первую помощь следует оказать пострадавшему при травматическом отсечении конечности, некоторые выбирают вариант ответа "немедленно ампутировать парную конечность". Наверно, на экзамене студенту всё-таки не до шуток, и не будет он сознательно жертвовать баллом ради какой-то хохмы… Остается лишь надеяться, что это – просто ошибка заполнения опросной карты, а не принципиальное убеждение.
8) Юный дружок
Общеизвестно, что студенты обычно стараются "скачать" реферат на заданную тему из Интернета. Я, конечно, не против такого использования сети. Но только в том случае, если ты делаешь реферат, пользуясь разными источниками информации, в том числе и сетевыми ресурсами, а затем все это творчески обобщаешь. Бери сведения хоть из традиционно изданной литературы, хоть из Интернета, только не забывай при этом ссылаться на авторов и на первоисточники – книгу, журнал, сайт... К сожалению, обычно студент предпочитает не сравнительный анализ разных данных, а примитивный плагиат – найти что-нибудь готовое, более или менее подходящее по теме, да и подсунуть это под своим именем. Иногда – даже толком не ознакомившись с трофеем. Отсюда – много курьезов.
Помнится, недавно принес мне студент реферат. Глаза – ясные, честные. Сам, говорит, всё написал, уж так старался…. Открываю. А начало там – примерно такое: "Ну что, мой юный дружок, как ты уже догадался, речь у нас с тобой сейчас пойдет об экологии". Это мне, стало быть…
9) Псевдофекалии
Несколько лет тому назад сдавала мне одна студентка экзамен, тогда – ещё устный. Надо сказать, что изо всех лекций была она на одной-единственной, да и там сразу же заснула. И проснулась только один раз, случайно, очень ненадолго, когда речь у нас шла о каких-то второстепенных вопросах экологической физиологии. В частности – об образовании псевдофекалий. Есть у некоторых животных (например, у двустворчатых моллюсков) такой экономичный способ избавляться от излишков потреблённой пищи сразу же, ещё до начала её переваривания. Потому и "псевдо", а не просто фекалии (которые, как всем известно, являются отходами, остающимися уже после усвоения пищи). Вот эти самые "псевдофекалии" она случайно и запомнила. Вернее, запомнила-то она только звучание термина, а смысл его тоже остался загадочным. И больше в её памяти, видимо, вообще ничего не отложилось. Возможно, новое непонятное слово заняло всю "оперативку"…
Сами знаете, устный экзамен – это не новомодные тесты, тут матрицу с правильными ответами заранее не добудешь и у соседей не спишешь, так что вся дурь твоя становится сразу же видна. В общем, трудновато ей было с таким скромным багажом знаний выдерживать опрос по всему курсу. Однако, как это нередко бывает в таких случаях, держалась она весьма самоуверенно, даже агрессивно, и на любые вопросы пыталась отвечать, так или иначе оперируя псевдофекалиями. Было это очень смешно и грустно. Жаль, в пересказе получился бы не тот эффект: чтобы полностью прочувствовать и оценить ситуацию, нужны некоторые специальные знания… В общем, закончился наш диалог так:
………….
П.: Ладно, последняя попытка. Может быть, Вы все-таки ну хоть что-нибудь, хоть чуть-чуть, да знаете, а? Ну, скажите хотя бы, как происходит антропогенное эвтрофирование водоёмов?
С. (угрюмо молчит)
П.: Ладно, упростим вопрос. Почему происходит так называемое "цветение" воды? Чем вызывается массовое развитие сине-зелёных и водорослей, которое мы часто наблюдаем летом, например, у берегов Финского залива, на мелководье?
С. (молчит, с ненавистью глядя исподлобья на изверга – "препода")
П.: Ну, так какие же вещества поступают в водоем с водосборной территории, заставляя водоросли бурно расти и размножаться?
С. (молчит, криво усмехается, глядя в пол)
П.: Да ведь те же самые, что используются для ускорения роста высших растений. И входят в состав удобрений, которые Вы применяете у себя на огороде! Какие же биогенные элементы обязательно имеются в составе минеральных удобрений? СуперФОСФата, например? Или аммоФОСки?
С. (молчит, передергивает плечами, шумно и нетерпеливо вздыхает, красноречиво закатывает глаза: мол, сколько же можно, долго ли ты, гад, будешь тут ещё надо мной издеваться?)
П.: Да ведь Вы сами побывали на крупнейшем предприятии, где изготавливаются минеральные удобрения. На реке Луге. Около города Кингисеппа. Мы туда со всей вашей группой приезжали на экскурсию, помните? Сразу же после первого курса! Ну же! Как это предприятие называется?
С. (вызывающе): Ну, типа "Фосфорит", что ли?
П.: Ну, наконец! Хоть что-то… Итак, "Фосфорит". "Ф-О-С-Ф-О-Рит"! Видите, даже название его – говорящее. Так что же поступает в воду, вызывая "цветение" фитопланктона?
С.: (с явным недоверием): Неужели псевдофекалии?!
Учёл я горький опыт прошлых лет, да и начал в этом семестре принимать зачёт по физиологии человека пораньше, неофициально. С поправкой на возможные неоднократные "реванши"… И сколько же удалось при этом узнать новых, прямо-таки завораживающих подробностей человеческого устройства! Вот, например, таких.
– Череп весь состоит из одной-единственной кости, которая, кажется, называется "берцовой".
– Внутри он полый, и полость эта залита неким "мозговым соком". По версии другого молодого учёного, изнутри череп полностью зарос эпителием, который, собственно, и составляет пресловутый мозг.
– Железы внутренней секреции – это те, которые внутри; а железы наружной секреции, наоборот, пристроены снаружи организма ("а печень – какая у нее секреция?" – "наружная…" – "верно; значит, и она – снаружи организма приделана?" – "ну типа да, должна быть снаружи… хотя…э-э-э…").
– Между артериями и капиллярами есть ещё такая штука… переходная… как её… а, типа органоиды!
– Нейрон и нефрон (а также, как выяснилось при дальнейших уточнениях, заодно и нейтрон, и Нерон) – это всё примерно одно и то же, только пишется по-разному – в общем, какой-то орган, но фиг знает какой.
– Диффузия – это такая штука из белка, она ещё с насосом.
– В сердце человека камер – 2 (ну прям как у рыб). Другие, тоже реализованные варианты ответа: 3, 5, а то и просто – очень много, и все они по необходимости одновременно заполняются кровью (ну, тут ясно, с чем студентка перепутала).
– А большой круг кровообращения идет из правого предсердия в правый же, то есть смежный с ним желудочек – хотя эти камеры разделены лишь клапаном (при этом по пути кровь как-то умудряется попадать ещё и в легкие, хотя зачем ей это надо – не вполне понятно).
– Помимо Малого мозга (он же – Основной), где-то есть ещё и отдельный, вспомогательный – Большой (видимо, подразумевается кора больших полушарий?). Судя по описаниям, выглядит он жутковато: весь покрыт паутиной (явно подразумевается арахна, сетчатая оболочка) и некой сухой коркой (видно, всё-таки что-то про кору больших полушарий смутно запомнилось…). Где конкретно расположен этот Вспомогательный Большой Мозг, отвечавший так и не признался.
– ДНК – это такая РНК, но только у неё что-то лишнее… вроде бы метильная группа, но неточно, может быть, и хромосома.
– Половые гормоны производят у нас две разные железы: одна щитовидная, а другая –поджелудочная.
– Поскольку обкладочные клетки желудка секретируют соляную кислоту, то среда в желудке… ну… ну… – дык щелочная, наверно.
И т.д… "О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!". Впереди новые чудные открытия...
Комментарии (8)
ыыыыыыыыыы))))))))))))))))))))
Ппц...)))))
гы)))
Боже... это где такое возможно?
гыгы)) Про псевдофекалии понравилось больше всего)
)))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))
Это препод Горного института пишет. Который в культурной столице Санкт-Петербурге стоит...
в золотую коллекцию!