Кетхоум

06:22
Онлайн 2

О шляпе



Самая многозначительная часть дамского костюма — шляпка за тысячи лет своего существования претерпела фантастические изменения формы. Однако, известные дизайнеры и обозреватели fashion-изданий предсказывают скорый всплеск моды на шляпки. Ведь они подходят и женственным особам, и любительницам мужского стиля одежды, и приверженцам стиля унисекс. Они к лицу и девочке-подростку, и молодой девушке, и женщине в возрасте...



В экспозиции Алмазного фонда России представлена шляпка куклы Пандоры ювелирной работы, которая являлась миниатюрным образцом дамской моды 1770 годов. Поскольку журналы мод появились в России только в конце XVIII века, до этого придворные модницы для выбора нарядов использовали разодетых кукол, которых стали называть «пандорами». Кукла – Пандора несла соблазн светским модницам, а их отцам и мужьям несла разорение. Миниатюрная шляпка Пандоры, выполненная из золота, бриллиантов и изумрудов, представляет собой замечательный образец ювелирного искусства и одновременно является моделью дамской шляпки галантного века.


История шляпы в России насчитывает 300 лет. Шляпы и прически всегда находились в тесной зависимости друг от друга. Когда на рубеже XVI–XVIII вв. близкие ко двору подданные должны были сменить привычную одежду на платье европейского покроя, в быт вошли шляпы и шляпки. Это было время париков и напудренных волос, и поэтому мужчины чаще носили треугольную или двухугольную шляпу под мышкой, чем на голове. А вот дамские прически-парики были скорее головными уборами — такую сложную конструкцию сооружал на голове красавицы парикмахер. Женщины подолгу не разбирали такую прическу и защищали ее разнообразными чепцами. Собственно, женские шляпки вошли в моду лишь во второй половине XVIII столетия.





Шляпа, как европейский покрой костюма, означали сословную принадлежность человека. Поэтому в следующем, XIX столетии, шляпка в России стала неотъемлимой частью облика любой женщины, которая хотела бы продемонстрировать свою причастность к иной культуре. Шляпка обозначала, что девушка или дама имеют соответствующее образование, знают правила светского этикета и выберут в театр, на бал или прогулку именно ту шляпку, которая соответствует случаю.


Правила, позволяющие женщине не снимать шляпу в помещении, сложились именно тогда. Шляпа — весьма важная и многозначная деталь туалета. Токи и береты прошлого века, предназначенные для бала или обеда, изготавливались под наблюдением парикмахеров и буквально вплетались в прическу.


Шляпницы доводили до разорения почтенные семейства и их имена сохранились в русской бытовой культуре наряду с историческими деятелями и прочими знаменитостями. Редкий роман первой половины прошлого века обходился без упоминания шляпницы Сихлер, известной в Петербурге и далеко за его пределами.



Карикатура 1786 года на повальное увлечение женщин шляпками



Стили и художественные направления, господствующие в разные эпохи, разумеется, оказывали влияние не только на костюм, но и головные уборы. Поэтому шляпы и чепцы становились то строгими и чопорными, то нарядными и кокетливыми, принимая при этом разнообразные формы.








...И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
(А.Блок "Незнакомка")



Формы и названия головных уборов часто зависели от событий, происходивших в жизни. Так во время войны 1812 года в Европе распространилась мода на кивер среди женщин... С проведением «Русских сезонов» в Париже в 1905-06 г. французы надели «боярки», расписные платки, треухи и картузы. С покорением космоса стали носить шлемы, напоминающие шлемы космонавтов. А с проведением Олимпийских игр в моду вошли шапочки-бейсболки.






Шляпа имеет и поговорку в народе. «Дело в шляпе», есть такое выражение. Это означает: всё в порядке, все удачно закончилось. Иногда объясняют происхождение этой поговорки тем, что в дни Ивана Грозного некоторые судебные дела решались жребием, а жребий тянули из шляпы судьи.

Есть другое объяснение: гораздо позднее дьяки и приказные, разбирая судебные дела, пользовались своими шляпами, чтобы получить взятки.

— Кабы ты мне помог,-
Говорит «истец» дьяку в язвительном стихотворении А.К.Толстого,


Я б те всыпал, ей-ей, в
шапку десять рублей.
Шутка?
— Сыпь сейчас, — сказал
дьяк, подставляя колпак.-
Ну – тка!


Очень возможно, что на вопрос: «Ну, как мое дело?» приказные нередко отвечали с лукавым подмигиванием: «Дело — в шляпе». Вот отсюда и могла родиться наша поговорка.




«Женщина – это всё ещё шляпка, женщина без шляпки всё ещё не одета, не украшена».

«Котелок, чалма, боливар, кика, капюшон, тюбетейка, кокошник, платок, ермолка, венец, феска, ушанка, треух, канотье, цилиндр, шапокляк, митра, шапка-кубанка, шапка-невидимка, чепец, колпар, шлык, картуз, повойник, капор, фуражка, сомбреро, пилотка, берет, пирожок, папаха…»



«Шляпа умерла, да здравствует шляпа!»
(Т.Толстая)

Взято из www.liveinternet.ru

Комментарии (2)

  • 1

    + супер, интересно было почитать)

  • 2

    + Очень интересно и познавательно:)

Необходимо авторизоваться, чтобы оставить свой комментарий.